10:02 

Урок 1 Бас.

Итак, начнём, пожалуй.
Вопреки распространённому мнению насчет того, что у вокального искусства нет объективных критериев оценки, они у него есть. Просто многие термины понятны только лицам. получившим очень специальное образование, а некоторые и того хуже: их можно понять не столько умом, сколько собственной глоткой и прочими частями тела, ответственными за исполнение вокальной музыки.
Это к вопросу, почему, при всём моём уважении к личному мнению каждого, я не могу наслаждаться многим из того, чем нормальные люди спокойно наслаждаются. Моя профдеформация сродни профдеформации сомелье, который может выпить бокал слабоалкогольного напитка "Исповедь грешницы" исключительно в научных целях, из сугубой вежливости, но никак не для собственного удовольствия.
В этих постах я постараюсь прокомментировать каждый пример исполнения с точки зрения эталонной европейской школы пения, которая, как всем известно, зародилась в Италии.
Говоря "школа" применительно к пению, я имею в виду ту систему знаний, которая сформировалась как результат наблюдений за функционированием природного человеческого голоса. Эти знания дали возможность сформировать базовые приёмы для развития природных данных, а в наше время - сначала для возвращения природных данных, потерянных в результате физиологически неверного функционирования голосового аппарата.
Почти все аудиопримеры будут гостями из прошлого. Если я смогу найти записи тех прекрасных ребят, кого я слышала живьём, они будут здесь тоже.
Про такое явление как "контртенора" мы будем говорить отдельно и не сейчас.

Итак, начнём, я думаю, с самого "понятного" голоса: с баса. и с самого распространённого термина "верхняя позиция".
Словом "позиция" в пении, если выразиться грубо и конкретно, является то место, куда певец направляет своё основное внимание при пении. то есть, в наши сумрачные дни, певцы поют либо животом, либо горлом, либо ртом. Самые продвинутые поют "в маску" (область лица до переносицы включительно) и только совсем продвинутые концентрируют своё внимание НАД всеми резонаторами (каковые суть лёгкие, ротовая и носовая полости, гайморова пазуха). только эта позиция может уверенно считаться верхней, так как отключение главного головного резонатора - гайморовой пазухи - сразу обрезает высокую форманту звука (тот "звон" который сообщает голосу полётность и переводит его на частоту параллельную частоте звучания оркестра, в результате чего певцу больше не приходится с оркестром соревноваться), делает голос чуть тусклым, заставляет певцы прилагать больше сил для исполнения, что, в свою очередь, влияет на его художественные качества.
К сожалению, в наши дни принято считать, что для низких голосов верхний резонатор не важен. Как результат мы видим вымирание знаменитых "русских" басов, в особенности басов - октавистов (самый низкий человеческий голос из возможных. Можно отнести к разряду природных аномалий).
итак, пример идеального использования низким голосом верхнего резонатора.
Марк Рэйзен. Ария Кончака из оперы "Князь Игорь" А. Бородина. Единственная в мировой оперной литературе ария, где кульминация приходится на самую низкую ноту.


URL
Комментарии
2015-05-03 в 15:01 

Здравствуйте,Людмила!
Педагог по вокалу говорила а какой-то "зубной" манере пения, помимо горловой и небной...

2015-05-23 в 14:05 

Marilina, у каждого педагога свои термины в наше непростое время. вывод звука на передние зубы кое-кто практикует. Но к эталонной европейской школе это не имеет отношения.

URL
2015-05-29 в 09:28 

Людмила, спасибо за ответ!
А вот эти примеры, вроде "раскрыть заднюю часть рта" - тожже относятся к исскуственным?
Кто-нибудь из приведенных примеров поет правильно?
vocal-noty.ru/kak-otkryvat-rot/

2015-05-30 в 21:40 

Рот надо открыть так, чтобы было удобно певцу - произнести, а публике - понять слово. Вне зависимости от высоты ноты.
Зная своих учеников, можно по фото определить, правильно он на тот момент действовал или нет. Может быть, можно и про чужих так же. Пока не знаю. Но определить зажатую челюсть на слух - не проблема. Как и большинство других зажимов. Моя наставница вообще полуслепая была. Это не мешало ей заниматься, поскольку конфигураций ( в том числе, правильных) раскрытия рта столько же, скольк певцов. Неправильных столько же. Тут на рот смотреть ни к чему. Естественно звучит или нет - всё. Человек слушает ушами, а не глазами.

З.Ы, самоучители по вокалу на порядок смешнее самоучителей по йоге. Хотя по разрушительному воздействию на организм примерно одинаковы.

URL
2015-06-02 в 11:34 

Насчет рта - поняла. Насчет правильно поет - это я имела ввиду конкретных певцов, которые в примерах приведены- Френи, Скотто, Груберова и т.д. Я их прослушала,но , конечно, не понимаю, естественно ли они поют.

     

ОперФан

главная