Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
14:49 

Контральто

Сегодня будет - несколько вопреки планам - самое загадочное явление вокального мира. Во-первых, мне хочется немного красоты, во-вторых, меня попросили.
Итак, низкий женский голос.
Для начала замечу, что итальянская классификация не делит женские голоса на то множество подгрупп, которое принято в России. в Италии выделяются два голоса: сопрано и контральто. А также отдельно стоящий голос под названием soprano spinta, который сочетает в себе два первых и может петь практически любые партии оперного репертуара. Наиболее яркий пример сопрано спинта - Мария Каллас, исполнявшая высокие контральтовые (Кармен, Розина) и ультравысокие сопрановые (Царица Ночи) партии.

В русской классификации высокие женские голоса делятся на сопрано в огромном ассортименте, а меццо-сопрано и контральто выделены в отдельные категории.
Впрочем, такая классификация в литературе приведена применительно к хоровым голосам. Что для меня как для хормейстера, которого угораздило получить некоторые практические знания о природе человеческого голоса (в среде хормейстеров это - к величайшему сожалению - мало практикуется) указывает лишь на те вокальные проблемы, которые уже начали существовать в русском вокале ко времени жизни Павла Чеснокова.

Но вернёмся к теме.
Итак, вопрос был: объясните, что такое меццо-сопрано (контральто), я всю жизнь считала, что это "сопрано без верхов".
Так считают многие.
Однако, если бы это было так, то в оперном репертуате не существовало бы контральтового репертуара, в котором сплошь и рядом от певицы требуется свободный ход в третью октаву.
А кроме этого - яркая малая октава. Которой у сопрано попросту нет в наличии.

С точки зрения современной вокальной педагогики, которая затрудняется, при отсутствии природных высоких нот поставить ученику оные, легче объявить ученицу меццо-сопрано. Иногда это соответствует действительности, чаще нет. потому что при отсутствии ярко окрашенного нижнего регистра, который невозможно сделать искусственно, "на выходе" мы имеем человека с обрезанным диапазоном, пригодного только для узкого "употребления" в хорах с не слишком высокими требованиями (впрочем, высокие требования к хорам сейчас имеются только в Китае).

Поэтому - увы и ах - певица, имеющая рабочий диапазон в полторы октавы в наши мрачные дни считается нормальным явлением. Её вечный приговор - "второе сопрано", но это не голос, а хоровая партия. с точки зрения голоса мы имеем либо сопрано без верхов, либо меццо без низов, и оба эти случая имеют такое же отношение к опере и нормальной школе пения как человек, вынужденный перемещаться на костылях, к профессиональному балету.

Итак, чем же на самом деле является контральто (я предпочитаю пользоваться простой итальянской классификацией)?

Контральто отличается от сопрано общим "сдвигом" диапазона примерно на терцию или кварту вниз. То есть, примерный рабочий диапазон контральто в опере это соль малой - до третйей октавы.
Сопрано: до первой(си малой) - ми (фа) третьей.
Притом, что общий диапазон подразумевает по два-три "дополнительных" тона с обеих сторон для свободного исполнения крайних рабочих нот. Так что в подавляющем большинстве нормальное контральто имеет такой же общий диапазон вверх, как и сопрано. Просто не использует на сцене, потому что ему не надо. Главная красота контральто - нижний и средний регистры.
Самая высокая нота оперного контральтового репертуара - до третьей октавы. И это не такая уж редкость. Если вы не владеете нормальным диапазоном контральто, то - прощай Верди (как минимум). Для низких голосов эти ноты применяются только на моменты кульминаций (для сопрано - можно и просто для возвышенности чувств), и они не являются основой мелодической линии.

Если поставить сопрано и контральто в равно удобоные тесситурные условия - то есть, попросить спеть в диапазоне (например) от ми первой до ми второй, то можно будет услышать разницу окраски: более густое, мрачное меццо против светлого, прозрачного сопрано.

Самая фатальная ошибка в наши дни - это потеря всеми низкими голосами высокой форманты, искусственное "загущение" тембра путём посадки "на жабры", в результате чего контральто приобретает булькающий, бочковой призвук и "тонет" в оркестре до полного исчезновения.

В то время как эталонная европейская школа не делает разницы в приёмах ни для каких голосов, все голоса - высокие и низкие, мужские и женские пользуются одними и теми же приёмами. На практике я слышала это один раз, во время гастролей в Москве группы студентов Пекинской консерватории. В результате бедные по природе азиатские голоса (не идущие ни в какое сравнение с богатством русского материала) справлялись со всеми партиями "Евгения Онегина" с равным блеском.

И в качестве примера идеального контральто - следующие видео:




URL
Комментарии
2015-05-23 в 22:50 

MamaKatTe
:ura::jump:

2015-05-29 в 10:06 

А где можно получить практические знания о природе человеческого голоса? Есть какие-либо возможности самостоятельно совершенствовать голос? Вы пишете о бедности азиатских голосов - у них голосовой аппарат как-то по другому устроен?

2015-05-29 в 16:25 

Вот давно подозревала, что с контральто что-то не так. Когда вокалисты на форумах вопрошали с мхатовским драмматизмом "куда контральто подевались?" я мысленно предположила, что никуда, просто сейчас они себя меццами обзывают :) Но я-то - дилетант, а их в консерваториях обучали.

А насчет Марии Каллас, ИМХО, как слушателя - сопрано обычное, "Кармен" без нее прекрасно жила, а спецы говорят, что на ней она голос и потеряла. Рената Тебальди неплохо пела контральтовые партии.

Но вот читала одного специалиста, так он объяснял несколько иначе: есть в хоре сопрано, есть альт, есть тенор, есть бас. И КОНТРальто, такой же альт, как КОНТРтенор - тенор, т.е. никакой. Это аномальный низкий женский голос, как контртенор - аномально высокий мужской.

А еще Синявская говорила, что меццо дышит нижней частью живота, а сопрано - ключицами. Получается, все дышат одинаково?

2015-05-30 в 21:30 

Marilina, самостоятельно совершенствоваться теоретически можно, но практически во всех исполнительских искусствах никто не занимается без учителя, пока сам не бросает сцену и не становится учителем окончательно. То есть, если он ещё поёт/танцует/играет, то, даже если он параллельно преподаёт, то и сам параллельно учится. Иначе никак. Например, со мной занимается мой муж, а я занимаюсь с ним, поскольку мы с ним одной школы.
Да вы посмотрите на этих азиатов: мальчикодевочки. Обнять и плакать. Нет, я их люблю! Обожаю, особенно японцев. Но в другом месте и под другим ником.
Solonica, я тут не планировала никого критиковать... но ключицами дышат только больные задыхающиеся люди. Это вообще ни разу не про вокал. И это говорит о том, на каком уровне у нас понимание процесса.
Интересный какой специалист...
Из пары Тебальди - Каллас таки выберу Каллас, у Тебальди проблем больше. Спинты имеют большие проблемы по причине (как я теперь понимаю) сложности в постановке. То, что Каллас внизу начинала "грузить" - это невооружённым ухом слышно, да. Не тем местом прибавляла. А это у всех одна и та же проблема. И у меня, впрочем. Но меня есть кому подправить. У неё, вероятно, не было.

URL
2015-06-02 в 11:27 

Людмила, спасибо за ответ!
Насчет учителя - как понять,что учитель хорош? Я не разбираюсь,хорошо ли поет преподаватель,правильная ли его техника. Ну голоса больше моего раза в три-четыре. Пока мы занимались только интонированием, когда я спрашиваю - КАК именно надо это петь, преподаватель отвечает, что " я вас поправлю, если неправильно, а пока повторяйте за мной". Но как можно повторить за педагогом, если там, где он поет, у меня голос кончается? Вот только приступили к вокализам Зайдлера. Сколько должно пройти занятий для того,что бы увидеть результат?

2015-06-07 в 14:19 

Marilina, эмм... вы ставите меня в неловкое положение. Если Вам нравится этот педагог, если Вы чувствуете, что Ваш голос становится от занятия к занятию свободнее, если у Вас прибавляется звучность и диапазон, если Вас перестают пугать верхние ноты, если после урока Ваш голос не устал, а отдохнул, если не беспокоят болезненные ощущения во время урока, то зачем Вам моё личное мнение о том, чего я не слышу и, следовательно, о чём не могу иметь никакого понятия?

Другое дело, если с урока Вы уходите охрипшая, если у Вас участились ЛОР-заболевания, если вы стали бояться верхних нот, если слушатель не может понять слов, когда Вы поёте - тогда есть повод задуматься.

что до успехов - это крайне индивидуальная вещь. Однако, если брать искусство в целом - любую из его отраслей, не только музыку - то начальный период, "ученичество", когда даже разговоры заводить о "мастерстве" некорректно, длится в среднем 5-10 лет.

URL
2015-07-19 в 10:10 

Людмила,спасибо. Наверно, одного урока в неделю мало,чтобы что-то менялось. У других учеников моего преподавателя подвижки есть, даже спустя короткое время - год,полтора. У меня голос устает, вообще силы петь к концу урока нет, выдыхаюсь. Поэтому не знаю,есть ли смысл в занятиях.

   

ОперФан

главная